Определение стоимости пустующего дома – прерогатива территориальной организации по государственной регистрации | | Печать | |
06.08.2025 10:47 |
Урбанизация стала одной из причин появления в сельских населённых пунктах пустующих домов. За последнее время в сфере земельных вопросов принято немало фундаментальных решений. Новый импульс этой теме придал Указ Президента от 24 марта 2021 года № 116 «Об отчуждении жилых домов в сельской местности и совершенствовании работы с пустующими домами», направленный на совершенствование вовлечения в оборот неиспользуемых жилых домов и земельных участков, а также на упрощение порядка приобретения гражданами домов в сельской местности. Президент не единожды делал акцент на необходимость грамотно использовать пустующие дома и участки в границах населенных пунктов и создать все условия, чтобы люди их выкупали. Была поставлена задача: дойти до каждого населенного пункта, чтобы ни один клочок земли не пустовал. Указ № 116 дает возможность оперативно, без проволочек вовлекать в оборот земельные участки, частные строения, с целью наведения порядка на земле. Проводимая политика в области земельных отношений уже демонстрирует свои положительные результаты. В целях выявления, учета и сокращения количества пустующих жилых домов, а также автоматизации работы, повышения информированности граждан, обеспечения защиты их прав и законных интересов в Республике Беларусь работает Единый реестр пустующих домов, который аккумулирует всю информацию о таких домах в стране. Доступ к реестру – открытый и бесплатный. Каждый желающий может не только найти и посмотреть характеристики того или иного дома, но и в режиме онлайн увидеть его местоположение, состояние, узнать возраст. Владельцем Единого реестра пустующих домов является Государственный комитет по имуществу, он же координирует работу местных исполнительных и распорядительных органов по формированию и актуализации Реестра. Всего на данный момент в реестре содержится информация более чем о 27 000 пустующих домов. Что касается Гродненской области - в Едином реестре пустующих домов состоят 4513 пустующих домов. Наибольшее количество находится в Ивьевском, Зельвенском и Слонимском районах. По информации, представленной местными исполнительными и распорядительными органами, ежегодно выявляется около 2,8 тысячи бесхозных строений. Согласно установленному плану дома вовлекаются в хозяйственный оборот. Так, в минувшем году в хозоборот был вовлечен 821 дом с общей земельной площадью 196 гектаров. Порядка 60 процентов ветхих домов сносятся, так как большинство из них находятся в аварийном состоянии и не пригодны для дальнейшего проживания. К тому же они представляют опасность для местных жителей. В 2024 году снесли 541 бесхозный дом, а 276 строений продали, в том числе за одну базовую – 202. Если посмотреть характеристики того или иного объекта, его местоположение и состояние можно в Едином реестре пустующих домов, то с целью его приобретения необходимо обратиться в местный исполнительный комитет. Чтобы признать дом пустующим или ветхим, он должен быть обследован комиссией, в состав которой входят представители органов местной исполнительной власти. И на месте установить, что в доме никто не проживает. Комиссия оценивает широкий спектр вопросов, поэтому в нее включены в том числе эксперты, оценивающие степень износа зданий и сооружений. Самое сложное в работе по Указу №116 – поиск правообладателей, особенно тех, кто выехал за пределы Республики Беларусь. Часто дело осложняется и сменой фамилии, если речь идёт о собственниках или наследниках-женщинах. На поиски правообладателей, переписку, составление актов и другие процедуры можно потратить месяцы. Когда же собственник установлен, он получает извещение, что в течение года должен привести дом в надлежащее состояние. Если этого не происходит, дом признается пустующим, подается заявление в суд о признании его бесхозяйным. После решения суда о переходе объекта в коммунальную собственность его готовят к продаже. Не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения о дальнейшем использовании пустующего жилого дома путем его продажи на аукционе местный исполнительный и распорядительный орган подает заявление с приложением необходимых документов в территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества (согласно п.19 Указа 116 Начальная цена продажи на аукционе пустующего жилого дома и цена пустующего жилого дома, отчуждаемого без проведения аукциона, устанавливаются по рыночной стоимости, определенной именно организацией по государственной регистрации) о проведении оценки рыночной стоимости такого дома. В случае, когда объект оценки зарегистрирован в ЕГРНИ, на бумажном и электронном носителях имеются полные данные о его технических и иных характеристиках. Но исходя из практики, встречаются объекты, в отношении которых не производилась техническая инвентаризация и государственная регистрация. По данным объектам в соответствии с п.19 Указа 116 определение рыночной стоимости осуществляется на основании обмеров, произведенных организацией по государственной регистрации. Обмерные работы осуществляются в рамках договора об оказании услуг по проведению независимой оценки специалистом по технической инвентаризации с выездом на месторасположение объекта оценки с представителями Заказчика и оценщиком. Срок действия результата независимой оценки по определению рыночной стоимости пустующего жилого дома составляет два года с даты оценки. Справочно: Аукцион – это наиболее распространенный способ продажи пустующих домов. Начальная цена на аукционе устанавливается по рыночной стоимости, которую определяет организация по государственной регистрации. Если первый аукцион не состоялся (например, из-за отсутствия покупателей), проводятся повторные торги с постепенным снижением цены. Сначала стоимость уменьшается на 50%, затем на 80%, и так далее – вплоть до одной базовой величины. В некоторых случаях облисполкомы имеют право определять населенные пункты, где пустующие дома можно продавать напрямую за одну базовую величину, минуя процедуру аукциона. |